Умственная отсталость у детей

Умственная отсталость у детей - Дети

Умственная отсталость у детей проявляется из-за органического поражения головного мозга, когда происходит нарушение нормального развития психологического и познавательного процесса.

Детям сложно говорить, логически мыслить, активно воспринимать всё то, что их окружает.

Также у детей с умственными отклонениями есть проблемы эмоционального характера:

  • высокая возбудимость или же вялость и полное отсутствие интереса к чему-либо;
  • сложности в формировании целей и мотивации для какого-то вида деятельности.

Физическое развитие у таких детей также отклоняется от нормы. У них может развиваться:

  • дисплазия;
  • деформация черепа;
  • непропорциональные размеры конечностей;
  • нарушение общей и мелкой моторики;
  • проблемы с двигательными функциями.

Умственная отсталость бывает двух типов: олигофрения и деменция.

Олигофрения может возникнуть вследствие самых различных причин, таких как наследственность, хромосомные аберрации, природные патологии, органическое поражение центральной нервной системы в утробе матери или же сразу после рождения. При такой форме заболевания, органическая недостаточность не прогрессирует. Именно поэтому, ребёнок с такой патологией может развиваться, как и его здоровые сверстники, но в его развитии будут заметны некоторые особенности.


В свою очередь деменция является заболеванием, которое постоянно влияет на познавательную деятельность, поэтому снижает у ребенка желание познавать, критично мыслить и чувствовать весь спектр эмоций. Эта болезнь с годами всё больше и больше прогрессирует. Она может возникать у детей в следствие органических заболеваний мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваниях мозга (менингоэнцефалитах), а так­же вследствие травм мозга (сотрясений и ушибов).

Если говорить об умственной отсталости в соответствии с международной классификацией, то эта болезнь имеет три степени.

  1. Первая степень – дебильность. Люди с такой патологией имеют лёгкую, неглубокую отсталость в развитии.
  2. Вторая степень – имбецильность. При такой патологии, у ребёнка проявляется глубокая отсталость и серьезные нарушения в развитии.
  3. Третья степень – идиотия. Человек с таким заболеванием имеет тяжёлую глубокую отсталость. Неадекватно воспринимает окружающий мир, неспособен к познанию и оценке происходящего вокруг.

Умственная отсталость может быть:

  • лёгкой;
  • умеренной;
  • тяжёлой;
  • глубокой.

Современная психиатрия выделяет три группы факторов, которые влияют на развитие умственной отсталости.

  1. Первая группа: наследственные и генетические патологии вызванные неполноценностью гендерных клеток у родителей, наследственными заболеваниями и патологией эмбриогенеза.
  2. Вторая группа: заражение инфекциями. Постоянные интоксикации и травмы и у матери во время беременности.
  3. Третья группа: травмы во время родов, а также поражение центральной нервной системы в первые недели жизни ребёнка.

Для того чтобы поставить правильный диагноз нужно обращать внимание на три основные группы синдромов:

  • те синдромы, которые связаны с дисфункцией созревания центральной нервной системы;
  • те синдромы, которые связанны с повреждением центральной нервной системы;
  • те синдромы, которые отражают вторичные защитные механизмы организма.

Умственная отсталость может быть:

  • клиническая, когда органически поражён головной мозг;
  • психологическая, когда у ребёнка возникают серьёзные проблемы с познавательной деятельностью;
  • педагогическая, когда у ребёнка очень низкая способность к обучению (чтение, счёт, письмо).

Первопричиной умственной отсталости детей, почти всегда является значительная задержка развития на первом году жизни, что, в итоге, и приводит к последующим проблемам с познанием мира, обучением и логическим мышлением.

Ещё по теме Дети


Опрелость у детей

Опрелость у детей - Дети
Опрелость у детей появляется по многим причинам. Например, это может происходить летом, в роддоме, когда ребёнка держат в пелёнках и не позволяют раскрывать достаточное количество раз. Это может послужить причиной появления сильных опрелостей на ножках и попе. Если случай запущенный, то кожа у...

Рвота и понос у ребенка

Рвота и понос у ребенка - Дети
Рвота и понос – у ребенка эти явления довольно часто могут встречаться, главное, чтобы ребенок не потерял слишком много жидкости, потому что тогда наступает обезвоживание организма, что и является основной опасностью для малыша. В том случае, когда ребенок еще не достиг годовалого возраста, то...

Лечение лимфаденита у детей

Лечение лимфаденита у детей - Дети
Лимфаденит – это болезнь, которая характеризуется воспалительным процессом в лимфатических узлах. Лечение лимфаденита у детей отличается от лечения у взрослых. И это обусловлено следующими отличиями. Первое отличие можно определить, судя по классификации лимфаденитов. Главные критерии деления – это...

Лимфоцитоз у детей

Лимфоцитоз у детей - Дети
Чаще всего, лимфоцитоз у детей наблюдается в форме острого инфекционного лимфоцитоза, который еще называют «болезнь Смита». Этот вид лимфоцитоза характеризуется выраженным лимфоцитарным лейкоцитозом во время клинического полиморфизма. В настоящее время, учеными не до конца изучено это заболевание,...


Тромбоцитопения у детей

Тромбоцитопения у детей - Дети
Наиболее часто у детей встречается острая тромбоцитопения – снижается количество тромбоцитов в периферической крови, однако в костном мозге количество тромбоцитов может оставаться в норме, но может и повышаться. Тромбоцитопения у детей имеет следующие симптомы – у ребенка возникают не только...


Дети - цветы жизни и самое дорогое, что только у нас есть. Они почти наши маленькие копии, они похожи на нас - те же глаза, те же волосы, та же улыбка. Но в то же время они гораздо уязвимее нас, и нуждаются в нашей помощи и поддержке. Их организм растёт, их органы развиваются, и им нужно гораздо больше энергии, питательных веществ, кислорода, и тем более - заботы и внимания, чем взрослому человеку.

Иммунная система детей несовершенна. У совсем маленьких, до года, она вообще практически отсутствует, и все защитные функции выполняют материнские антитела, получаемые вместе с молоком во время кормления.

У детей постарше она уже сформирована, но всё равно остаётся несбалансированной и не даёт адекватного ответа на инфекционные и вирусные агенты. Или, наоборот, даёт слишком резкий и сильный ответ, который сам по себе может поставить под угрозу жизнь или здоровье ребёнка.

Все заболевания у детей развиваются по-своему, не так, как у взрослых, и гораздо быстрее. У детей практически нет ресурсов, они не могут болеть долго, и если им не помочь сразу, то уже буквально через несколько часов может стать поздно. Взрослый может длительное время находиться в контакте с больным гриппом и не заразиться, ребёнок же подхватит болезнь сразу. Взрослый может несколько недель без вреда для себя обходиться без пищи и несколько дней - без воды, для ребёнка же даже суточное голодание может окончиться плачевно.

Кроме того, многие симптомы заболеваний в детском возрасте бывают смазанными или нечёткими. Поэтому жизненно важно обращать внимание на мельчайшие симптомы, малейшие странности в поведении ребёнка, чтобы не упустить начало развития заболевания. Дети это такая вещь, которая, один раз появившись в нашей жизни, займёт все наши силы и всё наше внимание на долгие и долгие годы.

Этот раздел посвящён детям и частым для них заболеваниям, а также методам их лечения.